Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРСОНОФИЙ
6, С. 673-675 опубликовано: 18 августа 2009г.


ВАРСОНОФИЙ

Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский. Фотография. 1917 г.
Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский. Фотография. 1917 г.

Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский. Фотография. 1917 г.
(Лебедев Василий Павлович, 1871, с. Старухино Боровичского у. Новгородской губ.- 15.09.1918, г. Кириллов Череповецкой губ.), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии. Род. в многодетной семье псаломщика, рано потерял отца. В 1881-1884 гг. учился в Боровичском ДУ на стипендию, завещанную благотворительницей. В 1888 г. продолжил обучение в Новгородской ДС. Большое влияние на юношу оказал преподаватель по истории раскола свящ. Николай Сперовский (впосл. Старорусский архиеп. Димитрий), Лебедев участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому у. На выпускном экзамене в 1894 г. юношу экзаменовал Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев), к-рый нашел его успехи в области знания раскола значительными и благословил отправить его на лето к настоятелю Никольского единоверческого мон-ря архим. Павлу Прусскому для подготовки к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Лебедев был назначен помощником епархиального миссионера, в его ведении находились Крестецкий, Валдайский и Демянский уезды. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме новгородского Антония Римлянина монастыря Лебедев был пострижен в монашество, 9 апр. рукоположен во иеродиакона, 30 июля - во иеромонаха, причислен к братии монастыря, вскоре назначен на должность миссионера вышеназванных уездов. В 1900 г. по приглашению ректора МДА Волоколамского еп. Арсения (Стадницкого), бывш. настоятеля Антониева мон-ря, В. совершил паломничество на Св. гору Афон и по Св. земле.

В. регулярно посещал старообрядческие селения подведомственных ему уездов. В 1903 г. благодаря его усилиям почти все население дер. Ровно Старорусского у. присоединилось к Православию. По инициативе В. было построено неск. единоверческих храмов, где он совершал богослужение по древним книгам. В 1909 г. по приглашению старообрядцев миссионер участвовал в 1-м съезде поморцев в Москве (см. Съезды старообрядческие).

В 1908 г. в Новгороде были учреждены религиозно-нравственные чтения (проводились 2 раза в месяц, во время Великого поста - каждое воскресенье), частыми участниками к-рых были Тихвинский еп. сщмч. Андроник (Никольский), иером. Петр (Зверев) и В. Указом Святейшего Синода от 10 февр. 1909 г. В. был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника, 15 февр. возведен в сан архимандрита. В том же году издал кн. «Беседы с новгородскими сектантами - пашковцами и баптистами» (Новгород, 1909), которая была рекомендована епархиальным начальством как руководство для священнослужителей при ведении бесед с сектантами, а для мирян - в качестве просветительской лит-ры. В 1911 г. в Новгородской епархии были организованы миссионерские курсы для духовенства, в которых участвовал В. (впосл. аналогичные курсы были устроены и для мирян). В их программу входили сектоведение, расколоведение, теория и практика живой проповеди.

В. участвовал в миссионерских съездах Новгородской епархии (4 сент. 1912, 17 дек. 1913) а также в работе Всероссийских миссионерских съездов: в Казани (1897), Киеве (1908), Петербурге (1912).

В. был одним из главных создателей скита у «Забудущих родителей», на древнем кладбище на берегу р. Удины, в 8 км от имения А. В. Суворова с. Кончанского (Боровичский у.). В 1907 г. в пустыни построили деревянную ц. вмц. Параскевы Пятницы, приписанный к Антониеву мон-рю скит был преобразован в мон-рь, в число его насельников вошел младший брат В. - Алексей Лебедев (в монашестве Арсений, расстрелян 17 дек. 1937). В. помогал бедным семинаристам, после начала первой мировой войны жертвовал на нужды раненых и семьям лиц, призванных на фронт. Святой много сделал для активизации работы епархиального об-ва трезвости. Был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1912) и равноап. кн. Владимира 4-й степени (1916).

Варсонофий, еп. Кирилловский. Икона. 2001 г.
Варсонофий, еп. Кирилловский. Икона. 2001 г.

Варсонофий, еп. Кирилловский. Икона. 2001 г.

7 янв. 1917 г. В. был наречен и 8 янв. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Арсений (Стадницкий). К Кирилловскому викариатству относились Кирилловский, Белозерский, Череповецкий и Устюженский уезды Новгородской губ. (ныне Вологодская обл.). В. прибыл в Кириллов 31 янв. 1917 г. При Кирилловом Белозерском в честь Успения Богородицы мон-ре, настоятелем к-рого являлся Кирилловский епископ, В. открыл Братство православных жен и мужей, задачами к-рого было оживление религ. жизни, укрепление народной нравственности, охрана правосл. святынь, в частности Белозерского мон-ря, церковного имущества и т. п. Братство устраивало религиозно-нравственные чтения и беседы, занималось благотворительностью, оказывало поддержку близким по цели орг-циям.

14 сентября 1918 г. В. и археолог А. И. Анисимов осматривали древности Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря. На обратном пути В. был арестован, заключен в тюрьму в Кириллове. На следующий день ок. 5 час. утра В., игум. Ферапонтова мон-ря Серафиму (Сулимову) и 4 мирян, дворянина Михаила Трубникова, гласного городской думы Николая Бурлакова, крестьян Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева, вывели из тюрьмы и в сопровождении вооруженного отряда из 20 чел. повели по направлению к Горицам. Епископ попросил разрешения зайти в мон-рь, чтобы приобщиться Св. Таин, но ему было отказано. Арестованных расстреляли на горе Золотуха, их тела были похоронены там же в одной могиле. Братия монастыря во главе с наместником игум. Феодоритом (Преображенским) обратилась к властям с ходатайством о разрешении перенести тело В. в мон-рь. Несмотря на то что разрешение было получено, красногвардейцы не позволили инокам забрать останки епископа. 17 сент. проживавший в мон-ре на покое еп. Мисаил (Крылов) совершил заочное отпевание убиенных.

Узнав о казни, Тихвинский еп. Алексий (Симанский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) составил обращение в Новгородский епархиальный совет, в к-ром призвал «к молитвенному поминовению святителя-страстотерпца. Имя его да запечатлеется во всех синодиках церквей и монастырей Новгородской епархии, дабы навсегда о нем приносилась бескровная Жертва... Взирая на скончание жительства его, да подражаем вере его». Еп. Алексий направил в Кириллов члена епархиального совета В. Н. Финикова для выяснения обстоятельств расстрела. Собранные Финиковым мат-лы были представлены в комиссию по гонениям, созданную по решению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. (позднее они легли в основу жития В., составленного синодальной Комиссией по канонизации святых).

Место погребения мучеников долгое время было почитаемо. В 60-х гг. власти, чтобы прекратить почитание, превратили Золотуху в могильник для скота, рядом стоял свинарник. 17 дек. 1998 г. на месте расстрела мучеников был установлен поклонный крест, к-рый освятил Вологодский и Великоустюжский еп. Максимилиан (Лазаренко). Летом 2000 г. на Золотухе начались поиски останков мучеников, было установлено, что при проведении здесь строительных и дорожных работ могила была уничтожена, мощи мучеников вывезены. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: Старообрядцы-беспоповцы, обличенные в неправоте веры в своей же моленной. Новгород, 1902; Несколько слов для вразумления старообрядцев. Новгород, 1905; Забудущие родители // Новгородские ЕВ. 1906. № 47 (отд. отт.: Новгород. 1907); На молении у сектантов и обличение их // Новгородские ЕВ. 1907. № 23-24 (отд. отт.: Новгород, 1907); Перенесение иконы св. вмц. Параскевы из Новгорода в местечко «Забудущие родители» Боровичского у. // Новгородские ЕВ. 1907. № 42. С. 1322-1332; Заметка по поводу ст. бывш. архим. Михаила, напеч. им в старообрядческом ж. «Церковь», под загл. «В защиту старообрядчества» // Новгородские ЕВ. 1908. № 37, 39, 42 (отд. отт.: Новгород, 1908); О почитании св. икон // Новгородские ЕВ. 1908. № 12 (отд. отт.: Новгород, 1908); Учение Слова Божия о необходимости молиться за умерших // Новгородские ЕВ. 1909. № 49-52 (отд. отт.: Новгород, 1910); Кто же это - евангельские христиане? // Новгородские ЕВ. 1910. № 14-15; Новообрядчество у старообрядцев // Там же. 1910. № 11-12 (отд. отт.: Новгород, 1910); Москва погубит старообрядцев-поморцев своим собором // Новгородские ЕВ. 1910. № 8 (отд. отт.: Новгород, 1910); Сущность христианства: Беседа Иисуса Христа с Никодимом в связи с древним учением Христа и апостолов. Новгород, 1910; Беседы беспоповщинских начетчиков Спасовской секты // Новгородские ЕВ. 1910-1911 (отд. отт.: Новгород, 1911); Беседы со старообрядцами беспоповцами разных сект. Новгород, 19132; Ко Христовой ли святой, соборной и апостольской церкви пришел грек митр. Амвросий в 1846 г.? Новгород, 1913; Речь при наречении во епископа // ПрибЦВед. 1917. № 3. С. 45-47; То же // Новгородские ЕВ. 1917. № 1. С. 17-20.
Арх.: РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 26. Л. 157-158; ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 117. Л. 5, 7-9 [Докл. еп. Тихвинского Алексия архиеп. Арсению о расстреле настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря еп. Варсонофия, игум. Серафимы и др.]; ГАНО. Ф. 400. Оп. 1. Д. 1. Л. 463-464; Ф. 480. Оп. 1. Д. 3706, Д. 4941. Л. 1401-1402; РНБ ОР. Ф. 102. № 432. Л. 34; ГАВО. Ф. 2201. Оп. 1. Д. 5. Кор. 1.
Ист.: Список расстрелянных в г. Боровичи по решению особой тройки. Боровичи, 1995. С. 26.
Лит.: ЦВед. 1895. № 17; 1917. № 2, № 3; Новгородские ЕВ. 1895. № 9. С. 519-522; 1904. № 13. С. 93; 1909. № 8; № 14-15. С. 429; № 19. С. 541; 1911. № 12. С. 379; 1912. № 22. С. 779; № 38. С. 1314; 1914. № 1-2. С. 39-40; № 25. С. 818-819; 1917. № 1. С. 14-15, 17-20, 24-25; № 4. С. 195-199; 1918. № 16, 20; № 17-18. С. 11, 23; Бовкало А. А., Галкин А. К. Убиенный еп. Кирилловский Варсонофий // София. Новгород. 1993. № 8. С. 14; они же. Очаг веры у «Забудущих родителей» // Там же. 1997. № 2; Стрельникова Е. Новомученики и исповедники белозерские: Мон-ри Кирилловского уезда в ХХ в. // К свету. М., 1997. Вып. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 132-137; она же. Поиски на Золотухе // Эскöм (Вера). Сыктывкар. 2000. № 369. С. 19-20; она же. Сщмч. Варсонофий, новгородский миссионер // Миссионерское обозрение. 2001. № 3 (65); Дамаскин. Кн. 5. С. 209-230.
Игум. Дамаскин (Орловский), Е. Р. Стрельникова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Епископы Русской Православной Церкви Новгородская и Старорусская епархия Русской Православной Церкви (21 ноября 1891 - 1943; 1956 - 7 окт. 1967; с 20 июля 1990) Варсонофий (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, священномученик (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
См.также:
АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых)
ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОАНН (Троянский Иван Ефимович; 1862-1937), еп. Осташковский, сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский.
ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)